Увеличение налога на большегрузы: ввести нельзя обойтись

Увеличение налога на большегрузы: ввести нельзя обойтись

На днях автомобильную общественность взбудоражила новость - налог на старые большегрузы и автобусы может вырасти в разы. На рассмотрение в Госдуму внесены поправки в Налоговый кодекс. Автор инициативы уверяет,  что благодаря им коммерческий автопарк в России серьезно обновится. Trucklist.ru оценил перспективы нововведения.

Цель оправдывает средства

Для начала - о сути инициативы. Депутат Озеров предлагает ввести повышенный коэффициент в зависимости от возраста транспортного средства. 1,2 – для грузовиков и автобусов старше 10 лет, 1,5 – для тех, с момента выпуска которых прошло от 15 до 20 лет, 2 – для тех, что отслужили от 20 до 30 лет и 3 – для еще более древних машин.

 Таким образом, уверен законодатель, убивается сразу несколько зайцев. Во-первых, автопарк обновляется и как следствие - повышается безопасность на дорогах.  Во-вторых, стимулируется производство в России. Ну и в-третьих, повышается доход в бюджет. 

Доходная база

С последним пунктом не поспоришь. В России, по данным на начало 2014 года, 78% грузовиков массой более 5 тонн были произведены еще в прошлом веке, 44% автобусов также перешагнули 15-летний рубеж. Если брать весь коммерческий транспорт, то треть российского автопарка – старше 20 лет. Иными словами, налоговые поступления в результате нововведения действительно существенно вырастут. А вот что с остальными пунктами?

Вопрос целесообразности

Начнем с обновления автопарка. Давайте разберемся в экономической целесообразности для владельца. Предположим, что у компании N на балансе автобус ЛиАЗ 677 1980 года выпуска. Мощность двигателя 200 л.с. Сейчас транспортный налог составляет 45 рублей за 1 л.с., то есть 9 тыс. рублей в год. При тройном коэффициенте эта цифра увеличится до 27 тысяч рублей. А теперь давайте посмотрим, сколько стоит новый автобус. Возьмем самую дешевую модель - ПАЗ 32053. Цена начинается от 1 млн 338 тыс. рублей. Мощность двигателя 168 л.с. Налог 7 560 руб. На первый взгляд разница значительная – почти 20 тысяч рублей. Но в масштабах предполагаемой покупки даже экономия на налоге за 10 лет покажется незначительной.

Та же история и с оживлением отечественного производства. Многие предпочтут купить, к примеру Hyundai Country 2007 года за 430 тысяч (на него, кстати, налог останется прежним), чем платить в 3 раза больше за новый ПАЗик.

Подмена понятий

Ну и отдельно стоит поговорить о повышении безопасности на дорогах. В качестве аргумента Озеров приводит примеры крупных ДТП за последние несколько лет. 5 громких аварий с человеческими жертвами и пострадавшими, в которых участвовали старые машины. Тут и ДТП в Новой Москве, когда грузовик врезался в автобус, в результате погибли 18 человек. И авария на трассе Санкт-Петербург-Псков, в которой пострадали 11 детей и семеро взрослых. При этом депутат умалчивает, что в первом случае машина была перегружена, а во втором водитель не справился с управлением, к техническому состоянию автобуса претензий не было. Кстати, после трагедии в Новой Москве эксперты заговорили о необходимости ужесточить требования к эксплуатации коммерческого транспорта. В большинстве случаев именно халатность в отношении техобслуживания и условий работы автотранспорта становится причиной аварий, а вовсе не его возраст.

Таким образом, целесообразность нововведения, скорее всего, оценит исключительно министерство финансов. А вот популярности властям такой шаг точно не добавит. В преддверии выборов в Государственную Думу на такие меры депутаты вряд ли пойдут.

Просмотров - 2766
Автор: Редакция trucklist.ru 23 ноября