По дорогам и машины: 5 легендарных советских вездеходов

По дорогам и машины: 5 легендарных советских вездеходов

Расхожая фраза про российские беды получила очередное подтверждение. В мировом рейтинге дорог наша страна заняла 123 место из 140 возможных. Список был сформирован по отзывам бизнесменов, которым регулярно приходится сталкиваться с автомобильными переездами. Они и выставили России оценку – 2,7 балла. Лучший результат показали Объединенные Арабские Эмираты – 6,6 балла. В тройку лучших также вошли Нидерланды и Сингапур (по 6,2 балла). Но у каждой медали есть и оборотная сторона. Плохое качество дорог стимулирует инженерные умы в нашей стране на создание лучших в мире вездеходов. Trucklist.ru вспомнил самые яркие модели советских времен.
 

Шнековый вездеход ЗИЛ-4904
 

Пожалуй, самый необычный вездеход был построен в 1972 году на ЗИЛе. Эта махина весом 7 тонн с легкостью передвигалась по снегу и болотам благодаря двум шнекам и могла перевозить до 2,5 тонн груза. Настоящая бешеная мясорубка! Справедливости ради стоит отметить, что идея приспособить шнеки вместо колес родилась еще в 1868 у американца швейцарского происхождения Якоба Мората. Но речь шла не о вездеходе, а о сельскохозяйственной технике. Небольшие шнеки у машины Мората крепились сзади, а спереди был установлен плуг. В 1900 году идея саней на шнеках была запатентована уже в России неким Дергинтом. В течение последуих 50 лет американские и советские изобретатели по-разному пытались приспособить шнеки. Но факт остается фактом: единственный серийный вездеход, основанный на шнекороторном принципе, был создан в СССР. ЗиЛ-2096 входил в состав поисково-спасательного комплекса "Синяя птица", предназначенного для спасения космонавтов. ЗИЛ-4904 стал своего рода царь-шнеком – он был самым мощным и большим в мире, но практического применения ему так и не нашли.

Vezdehod 
 

Вездеход ДТ-10 «Витязь»
 

«Витязь» был создан в далеком  1977 году  и до сих пор остается одним из лучших вездеходов мира. Он умеет преодолевать полутораметровые стены и четырехметровые ямы, с одинаковой легкостью передвигаться по снегу, воде, болоту. И все это – с высокой скоростью. Температурный режим – от плюс 40 до минус 50. Грузоподъемность ДТ-10 тоже впечатляет – до 10 тонн! Такое сочетание стало возможно благодаря сочлененной гусеничной конструкции. «Витязь» по-прежнему широко используется в различных регионах нашей страны.

Vezdehod
 
 

ЗИЛ-49061 «Синяя Птица»
 

Этот вездеход - настоящая легенда отечественного машиностроения. Создан он был в 1971 году, но мир узнал о нем только в 1990-ом – до этого информация об этом чуде техники была засекречена.  Изначально вездеход предназначался для поиска и эвакуации приземлившихся космических экипажей. Тогда сложно было рассчитать место падения капсулы и добраться до нее порой было очень непросто. А девятиметровая «Синяя птица» с легкостью перепархивала через огромные рвы и пересекала болота. Снег и бездорожье для нее тоже не были проблемой.

Vezdehod 

 

НАМИ-0127

Строго говоря, формально это не вездеход, а автопоезд. Он был спроектирован в далеком 1965-ом для доставки труб на строительство газопроводов в труднодоступной местности.  В ходе «снежных» и «песчаных» испытаний НАМИ-0127 показал потрясающую проходимость даже с 30-тонным грузом. Несмотря на прекрасные показатели, в серию этот автопоезд так и не пошел. Хотя и был рекомендован к дальнейшему производству.
 
Vezdehod

 

ГАЗ-71

Самый массовый вездеход – объявления о его продаже можно встретить до сих пор, хотя выпускался он с 1968 по 1985 годы. Очень простой и абсолютно неубиваемый.
Основное назначение этого гусеничного тягача – транспортировка людей и грузов по бездорожью в целинных и северных районах.

ГАЗ 71 уверенно преодолевает снежные завалы, непролазные болота, пустыни. А если где и застревает, то решает эту проблему без посторонней помощи – у него есть система самовытаскивания.  Не спасует вездеход и перед водной преградой. Конечно, до корабля ему далеко, но переплыть реку шириной до полутра километров он в состоянии. Передвигается по воде машина за счет вращения гусениц, при этом ее скорость достигает 5-6 км/час. Вообще вездеход демонстрирует неплохие скоростные показатели. На хорошей дороге он разгоняется до 50 километров в час, по болоту и целине – втрое медленнее, но едет. И даже весьма недурно маневрирует.


Российские конструкторы не отстают от своих советских предшественников. Сейчас выпускается великое множество разных вездеходов – от маленьких до огромных. Сфера применения – самая разная. Что уж тут поделаешь, если на большей части страны вместо дорог – одни направления. Зато вездеходы у нас хорошие.

Просмотров - 2598
Автор: Редакция Trucklist.ru 17 декабря